Московская барышня
Традиции старообрядцев
Начало нового рода Романовых на русском престоле совпало с церковным расколом на Руси.
Что мне приходит на ум при упоминании раскола? Всего 3 знаковые фигуры – Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Про Никона я знаю совсем мало, а судьбы двух остальных тесно связаны с историей Боровска.
Протопоп Аввакум был сослан в Пафнутьевский боровский монастырь после собора 1667 года и помещен в круглую башню с маленьким окном-бойницей. За ним потянулись из Москвы старообрядцы. Через это маленькое окно он проповедовал тысячам людей, которые собирались под стеной монастыря. Когда Алексей Михайлович Тишайший узнал об этом, то отправил его в ссылку в Пустозерск вместе со всеми детьми и женой, где он сидел в условиях вечной мерзлоты в земляной тюрьме 14 лет на хлебе и воде, но продолжал критиковать политику царя и Никона, проповедуя и рассылая письма. В итоге следующий царь, Федор Алексеевич, повелел сжечь его и его соратников в срубе посреди Пустозерска. Его жена отреклась от старообрядческих ценностей, тем самым спасла себя и их общих детей.
Феодосия Прокопьевна Морозова – одна из немногих женщин, чье имя знает каждый школьник, чьи следы не затерялись в крайне патриархальных веках.
Она – красивейшая дочь амбициозного придворного царедворца Прокопия Соковнина, которому ну никак не удавалось получить боярский титул. И посредством замужества старшей дочери ему, наконец, улыбнулась судьба: ей 17, ему 54. Глеб Морозов – дальний родственник Романовых, воспитатель царевича. В браке у них родился единственный сын. Молва, конечно, понесла, мол, как так в 56 лет ни одного, даже незаконнорожденного ребенка не было, а тут бац – и сын. Поговаривали, что это от Алексея Михайловича Тишайшего подарочек, так сказать…
В 30 лет Феодосия остается очень богатой вдовой, ее состояние, второе после царского, – это наследство 2 братьев бояр Морозовых (да-да, солевые бунты из-за новых налогов). Много женихов сватаются, но она хочет сохранить состояние для сына. О ней пишут как о ярой стороннице старообрядчества и сподвижнице Аввакума, который не просил, а требовал денег и упрекал ее за то, что мало дает, что не ушла в монастырь, отдав все свое состояние противникам никонианства, а, с другой стороны, царь, неустойчиво сидящий на троне с дефицитом в казне, которому тоже нужны ее деньги. Короче, она в миру принимает тайный постриг под именем Феодории – так себе решение, ну то есть никакое не решение, а полумера.
Не знаю, выглядит все действительно подозрительно. Протопоп Аввакум и Феодосия Морозова пользовались благосклонностью царя только во время его первого брака с Марией Милославской (Морозова даже была в дружеских отношениях с царицей). Формально, поводом для ареста Морозовой и ее сестры княгини Евдокии Урусовой был отказ присутствовать на свадьбе Романова и Натальи Нарышкиной, а поговаривали, просто отказ царю от тела, но кто же знает?
Боярыню Морозову и княгиню Урусову, а также еще 2 женщин сослали в Боровск, приговорив к смерти в земляной яме от голода. Представьте, колодец высотой метров 10 и диаметром метр. По 2 женщины в каждой яме. Там нельзя было ни лежать, ни сидеть вдвоем, вытянув ноги. Раз в неделю им спускали кувшин воды, чтобы продлить их мученья. И такая пытка продолжалась приблизительно с августа месяца до ноября. За веру? За царя? За бабло…
На предполагаемом месте казни поставили часовню. Она маленькая снаружи, без окон, по большим праздникам тут ведутся службы. Внутри есть как будто подземелье, сыроватое и жутковатое, свет проникает только сквозь отверстие с решеткой в потолке как напоминание о смерти этих мужественных женщин. На возвышении стоит надгробная плита сестер Соковниных, которую в 17 веке на месте их гибели установили их братья, которые вскоре были сосланы.
В Боровске до сих пор есть старообрядческая община, в которой человек 50 наберется.
Начало нового рода Романовых на русском престоле совпало с церковным расколом на Руси.
Что мне приходит на ум при упоминании раскола? Всего 3 знаковые фигуры – Никон, протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Про Никона я знаю совсем мало, а судьбы двух остальных тесно связаны с историей Боровска.
Протопоп Аввакум был сослан в Пафнутьевский боровский монастырь после собора 1667 года и помещен в круглую башню с маленьким окном-бойницей. За ним потянулись из Москвы старообрядцы. Через это маленькое окно он проповедовал тысячам людей, которые собирались под стеной монастыря. Когда Алексей Михайлович Тишайший узнал об этом, то отправил его в ссылку в Пустозерск вместе со всеми детьми и женой, где он сидел в условиях вечной мерзлоты в земляной тюрьме 14 лет на хлебе и воде, но продолжал критиковать политику царя и Никона, проповедуя и рассылая письма. В итоге следующий царь, Федор Алексеевич, повелел сжечь его и его соратников в срубе посреди Пустозерска. Его жена отреклась от старообрядческих ценностей, тем самым спасла себя и их общих детей.
Феодосия Прокопьевна Морозова – одна из немногих женщин, чье имя знает каждый школьник, чьи следы не затерялись в крайне патриархальных веках.
Она – красивейшая дочь амбициозного придворного царедворца Прокопия Соковнина, которому ну никак не удавалось получить боярский титул. И посредством замужества старшей дочери ему, наконец, улыбнулась судьба: ей 17, ему 54. Глеб Морозов – дальний родственник Романовых, воспитатель царевича. В браке у них родился единственный сын. Молва, конечно, понесла, мол, как так в 56 лет ни одного, даже незаконнорожденного ребенка не было, а тут бац – и сын. Поговаривали, что это от Алексея Михайловича Тишайшего подарочек, так сказать…
В 30 лет Феодосия остается очень богатой вдовой, ее состояние, второе после царского, – это наследство 2 братьев бояр Морозовых (да-да, солевые бунты из-за новых налогов). Много женихов сватаются, но она хочет сохранить состояние для сына. О ней пишут как о ярой стороннице старообрядчества и сподвижнице Аввакума, который не просил, а требовал денег и упрекал ее за то, что мало дает, что не ушла в монастырь, отдав все свое состояние противникам никонианства, а, с другой стороны, царь, неустойчиво сидящий на троне с дефицитом в казне, которому тоже нужны ее деньги. Короче, она в миру принимает тайный постриг под именем Феодории – так себе решение, ну то есть никакое не решение, а полумера.
Не знаю, выглядит все действительно подозрительно. Протопоп Аввакум и Феодосия Морозова пользовались благосклонностью царя только во время его первого брака с Марией Милославской (Морозова даже была в дружеских отношениях с царицей). Формально, поводом для ареста Морозовой и ее сестры княгини Евдокии Урусовой был отказ присутствовать на свадьбе Романова и Натальи Нарышкиной, а поговаривали, просто отказ царю от тела, но кто же знает?
Боярыню Морозову и княгиню Урусову, а также еще 2 женщин сослали в Боровск, приговорив к смерти в земляной яме от голода. Представьте, колодец высотой метров 10 и диаметром метр. По 2 женщины в каждой яме. Там нельзя было ни лежать, ни сидеть вдвоем, вытянув ноги. Раз в неделю им спускали кувшин воды, чтобы продлить их мученья. И такая пытка продолжалась приблизительно с августа месяца до ноября. За веру? За царя? За бабло…
На предполагаемом месте казни поставили часовню. Она маленькая снаружи, без окон, по большим праздникам тут ведутся службы. Внутри есть как будто подземелье, сыроватое и жутковатое, свет проникает только сквозь отверстие с решеткой в потолке как напоминание о смерти этих мужественных женщин. На возвышении стоит надгробная плита сестер Соковниных, которую в 17 веке на месте их гибели установили их братья, которые вскоре были сосланы.
В Боровске до сих пор есть старообрядческая община, в которой человек 50 наберется.